Прежде чем говорить о столь масштабной программе для Украины, Киеву необходимо предъявить потенциальным инвесторам бизнес-план, идеи по реализации возможных инвестиций. Западные доноры и инвесторы должны четко понимать, как их помощь будет использована.

В начале апреля в Киеве состоится Международная конференция инвесторов, на которой планируют собрать 15 млрд долл. для спасения Украины от банкротства

Это помимо программы МВФ и других международных доноров, которые обещают Украине еще 40 млрд долл. в течение 4-х лет. Однако эксперты уверяют, что одними лишь деньгами ситуацию не исправить. Стране нужны реформы — лишь под них доноры и инвесторы придут в Украину.

У вас есть план?

Так называемый план Маршалла был разработан США после Второй мировой войны для восстановления экономики разрушенной Европы. Заработал он в 1948 г. Надо признать, что тогда он сработал на все сто и лучший эффект показала Западная Германия — уже к 1951 г. немцы решили свои основные поствоенные проблемы.

Однако необходимо понимать, что план Маршалла подразумевал не только финансовую помощь. Да, тогда США потратили на Европу 13 млрд долл., что в пересчете на сегодня — около 116 млрд. Однако намного более значимой была политическая и организационная помощь, а также менеджерское сопровождение американских специалистов. Задача ставилась не только лишь восстановить разрушенные экономики, но и развивать капитализм по американскому образцу с прицелом на будущее. И конечно же американцы помогали не «за спасибо». Своими инвестициями (именно так — план Маршалла не предполагал возврата денег) они убивали сразу несколько зайцев. Во-первых, в противовес Советскому Союзу создали мощного союзника в лице мирной капиталистической Европы (позже создано НАТО, еще позже Европа объединилась в ЕС). Во-вторых, и это самое главное, фактически подчинили себе экономики европейских стран, инвестируя в них — покупая дешевые производства, а также в разы увеличили экспорт своих товаров в Старый Свет. Но была и третья цель.

«Корпоративные элиты США смотрели на Европу как на большой и пока нетронутый рынок для экспорта американской продукции, с неограниченным инвестиционным потенциалом, — рассказал независимый экономист Владислав Старинец. — К 1963 г. во Франции американские компании контролировали 40% рынка нефти и нефтепродуктов, 65% рынка кинопленки и бумаги для фотопечати, 65% рынка телекоммуникационного оборудования, 65% рынка сельскохозяйственной техники, 45% рынка синтетического каучука. В итоге план Маршалла помог США решить свою главную послевоенную проблему: на фоне избытка произведенной в годы войны продукции не допустить экономического кризиса внутри США, обеспечив экспорт этой продукции на ими же созданный западноевропейский рынок».

Схожа ли эта ситуация с сегодняшними реалиями в Восточной Европе? Нет. По мнению эксперта, план по восстановлению Украины, если таковой будет принят и утвержден, правильней будет назвать не планом Маршалла, а планом Дауэса: «Мы будем помогать вам расплачиваться с нами по долгам, но не более…».

Госдолг и ВВП

В качестве примера можно привести помощь ЕС странам еврозоны, прежде всего Греции или Ирландии. Так, по плану, Греции с 2010 по 2014 гг. выделено 240 млрд евро (293 млрд долл.) Ирландия получила с 2010 по 2013 год 70 млрд евро (89 млрд долл.). Эти деньги не только необходимо отдавать с процентами, но их получение предполагает и целый ряд экономических реформ внутри стран-реципиентов. Проще говоря, на доступном украинцам языке, — «затягивание поясов». От всего этого максимально быстро сбежала Ирландия, заявив в 2013-м, что более не нуждается в помощи ЕС. А сейчас пытается сбежать и Греция, в которой недовольство «тугостью поясов» достигло критического уровня. Как следствие, в стране произошла кардинальная смена политических групп, к власти пришла ультралевая партия СИРИЗА, основным предвыборным обещанием которой был отказ от новых кредитов. Что, естественно, совершенно не освобождает Грецию от платежей по старым счетам. Госдолг Греции по состоянию на конец 2013-го составил невероятные 176% от ВВП страны, или около 320 млрд евро (363 млрд долл.).

Для сравнения, госдолг Украины составляет около 68% ВВП страны (около 68 млрд долл.), что также очень много. А обещанная МВФ, ЕБРР, ВБ и отдельными странами помощь в 40 млрд долл. может уже к концу года довести общий госдолг Украины до 90-100% ВВП.

«Это колоссальная величина. Такое могут позволить себе такие эмиссионные центры, как США, где госдолг равен 110% ВВП, или Япония с ее 220%, — рассказал Олег УСТЕНКО, исполнительный директор Международного фонда Блейзера. — В течение 2014 г. госдолг Украины в отношении к ВВП вырос на 23% (с 45 до 68%). Проблема в том, что государственный долг до 60% от ВВП считается нормальным, но все, что выше 60% — уже проблема. К тому же, если даже средняя ставка по этому долгу — 10% годовых, то с 2016 г. Украина будет отдавать около 1% ВВП только за проценты».

Украинский якорь

Так что же делать Украине? Влезать во все большие долги или соглашаться на некий план Маршалла, который подчинит нашу экономику западным странам? Или пойти особенным путем? Эксперты утверждают, что сегодня так вопрос не стоит. Мало того, Украина должна совмещать все доступные ей инструменты для выхода из жесточайшего кризиса.

«Я думаю, что план Маршалла Украине не грозит, так как США не преследуют цели увеличить сбыт своих товаров в Украине, которая вскоре лишится возможности самостоятельно обслуживать собственные долги, — убежден Владислав Старинец. — Если бы сейчас Государство Украина захотело выйти на внешние рынки, то должно было быть готово платить более 15% годовых — а это нам сейчас не по силам».

Целесообразнее, считает эксперт, следовать своим, вполне логическим путем: поднимать производство, сокращать ненужных чиновников, выводить из тени экономику, офшоры, обеспечивать абсолютную прозрачность судебных решений и госзакупок, запускать механизм накопительной пенсионной системы, поднимать тарифы, защищая при этом самых незащищенных.

«Пока мы не пойдем на непопулярные меры и не сократим бюджет на 25% (излишних чиновников, некомплектные школы, больницы), перестанем печатать деньги и спасать неэффективные банки за счет этой эмиссии — никакой план Маршалла нам не поможет, — подчеркнул В. Старинец. — Однако проведение реформ подразумевает под собой резкое затягивание поясов для населения. Поэтому Украине необходимо договариваться о списании долгов по примеру Польши, Германии, Греции».

К тому же в Европе уже дали понять, что так называемой «донорской конференции», которую Украина не может собрать с сентября прошлого года, не будет. В апреле в Киеве может состояться лишь Международная конференция инвесторов.

«Название «донорская конференция» нужно забыть — речь сейчас идет исключительно об инвестициях в Украину», — заявил Йоханнес ХАН, еврокомиссар по вопросам расширения и политики добрососедства. Но о каких инвестициях может идти речь, если в стране продолжается война? Прежде всего, Европа надеется на то, что Минские соглашения будут работать и конфликт на востоке Украины понемногу рассосется. В свою очередь, украинское правительство предложило инвесторам альтернативный вариант.

«Некий план восстановления Донбасса вызвал поддержку в Брюсселе, — рассказал Арсений Яценюк, премьер-министр Украины. — Что же касается инвестиций, то западные партнеры готовы рассмотреть вопрос страхования украинского экспорта и инвестиций в Украину. Это будет реальным шагом к тому, что инвесторы не будут бояться вкладывать деньги в нашу страну». При этом премьер считает, что Украине необходимо сосредоточиться на развитии украинского аграрного сектора, а также на уменьшении энергопотребления, увеличении добычи и строительстве новых электрических сетей и генераций.

«Прежде чем говорить о столь масштабной программе для Украины, необходимо предъявить некий бизнес-план, какие-то движения и идеи по реализации возможных инвестиций, — рассказал Андрей Миселюк, директор Института социально-политического проектирования «Диалог». — Западные доноры и инвесторы должны четко понимать, как их помощь будет использована. Они должны быть уверены в том, что выделенные средства не будут разворованы, а значит, у них должны быть некие рычаги контроля над процессом, чтобы вносить необходимые коррективы. Но пока Украина не может создать столь прозрачные условия. А на Западе назревает усталость от Украины — они по-прежнему не видят реальных шагов к переменам с нашей стороны».

Наше бездействие — это и есть главный якорь, который тянет Украину не в Европу, а к коллапсу экономики.

Источник: газета «Аргументы и факты», http://www.aif.ua/money/economy/1458421