Для практического выполнения положений Минских соглашений четко должны были быть зафиксированы:- сроки предпринимаемых действий;- пошаговый алгоритм их реализации;- ответственные за выполнение данных шагов;- прописан механизм введения серьезных санкций против нарушителя.

На начинающейся в пятницу Мюнхенской конференции по международной безопасности (пройдет 6-8 февраля) Украина, ее западные союзники и Россия определят новый формат переговоров по урегулированию ситуации на Донбассе.

Предыдущий, Минский формат, в прошлом месяце был окончательно дискредитирован Москвой и подконтрольными ей боевиками на Донбассе. Кремль и ДНР-ЛНР, наконец, перестали делать вид, что заинтересованы в реализации Минских договоренностей. А также в дальнейшем продолжении переговоров в формате минской Трехсторонней группы.

Сделав демонстративное заявление о прекращении переговоров с Киевом, боевики ДНР-ЛНР лишь озвучили новые вводные Кремля: Москва больше не заинтересована в продолжении серии практически бессодержательных встреч на тему о том, как выполнить общие пожелания, зафиксированные в Минских соглашениях. Очень четко это обозначил бывший глава МИД Швеции Карл Бильдт в своем Твиттере: Сепаратисты больше не воспринимают соглашения, подписанные в Минске. Это стало ясно из доклада ОБСЕ. А за ними - Москва.

По следам Будапештского меморандума

Минский меморандум постигла судьба его Будапештского коллеги: Россия без всякой предварительной подготовки и консультаций с другими подписантами обоих документов умножила на нуль оба меморандума. Поскольку в обоих случаях набор общих тезисов без четкой детализации механизма их выполнения дал возможность Москве трактовать документа на свой лад.

А за четыре с лишним месяца, прошедших после подписания с Минске Протокола по итогам консультаций Трехсторонней контактной группы иМеморандума детального плана пошагового выполнения положений этих документов так и не появилось. В частности, для практического выполнения положений Минских соглашений четко должны были быть зафиксированы:

- сроки предпринимаемых действий;

- пошаговый алгоритм их реализации;

- ответственные за выполнение данных шагов;

- прописан механизм введения серьезных санкций против нарушителя.

На необходимость подготовки этих шагов и перезагрузки с учетом их Минских соглашений эксперты Института Диалогуказывалиеще в начале ноября прошлого года — сразу после фарса с т.н. выборами 2 ноября в анклавах боевиков. Однако Киев такой документ своевременно так и не подготовил.

После возобновления широкомасштабного наступления россиян и боевиков по всей линии фронта, многочисленных инцидентов последних недель с массовой гибелью мирных людей на Донбассе разработка детального пошагового плана реализации Минского меморандума стала приоритетом №1. В результате такой план, наконец, появился накануне встречи Трехсторонней контактной группы в Минске 31 января.

Но лишь только дело дошло до обсуждения конкретики по достижению мира на Донбассе, как боевики и Москва сразу показали свои настоящие цели. А именно: немедленно начинать практическое воплощение Минских соглашений боевики и их покровители из Кремля не хотят. Они заинтересованы в сохранении территорий ДНР-ЛНР под своим контролем и превращению их в очаг постоянной дестабилизации ситуации в Украине.

При том, что содержать и финансировать две мятежные автономии должна Украина. Этого в ультимативной форме потребовал от Киева предводитель ЛНР Плотницкий. В первую очередь - это снятие экономической блокады полностью. Чтобы снять эту так называемую блокаду достаточно отменить всего три решения СНБО. Только после этого мы будем разговаривать о режиме тишины, о прекращении ведения огня, о разграничительной линии — как она должна проходить, где. Экономическая блокада — это не просто открыть нам дороги, нет. Это выплата пенсий, восстановление инфраструктуры. Времена поменялись — нас уже не устраивает то, что просто не стреляют, заявил предваодитель луганских боевиков.

Ни он, ни его коллега по ДНР Захарченко, будучи подписантами Минских соглашений, на встречу 31 января в Минск ехать отказались. Это стало первым шагом боевиков к срыву Минской встречи. Вместо Захарченко и Плотницкого на переговоры в столицу Беларуси были отправлен не обладающие полномочиями подписывать какие-либо важные документы представители двух республик Пушилин и Дейнего. Посланцы даже не были ознакомлены с предложенным украинской стороной планом действий по реализации Минского меморандума.

Шантаж полномасштабной агрессией

Представители ДНР и ЛНР с ходу начали угрожать украинской стороне. Они потребовали издания указа президента Украиныоб одностороннем прекращении огня, угрожая в случае невыполнения этого ультиматума возобновлением полномасштабных боев по всей линии фронта, рассказал представитель Украины на переговорах Леонид Кучма.

При этом, Пушилин и Дейнего настаивали на определении линии соприкосновения по состоянию на 31 января, а не той, которая была зафиксирована в Минских соглашениях от 19 сентября 2014 года. В ответ на вопрос, какие могут быть гарантии того, что в будущем они не определят какую-либо другую линию, они промолчали, - сказал Кучма.

Казус Кучмы

Еще одна претензия боевиков — замена представителя Украины на переговорах. Так, главарь донецких боевиков АлександрЗахарченко заявил, что он отказывается ехать на переговоры в Минск, пока Украину представляет Леонид Кучма: Экс-президент Украины Леонид Кучма - частное лицо. Пока Украина не назначит официального представителя от Киева, переговоров в минском формате больше не будет

В то время как в соответствии с официальным распоряжением президента Порошенко Кучма является полномочным представителем Украины в трехсторонней контактной группе по урегулированию конфликта на Донбассе. Ранее боевики требовали заменить Кучму кумом Путина ВикторомМедведчуком, который сейчас ведет с ними переговоры как представитель по гуманитарным вопросампо линии СБУ.

В существующих условиях выбор кандидатуры Леонида Кучмы на переговоры в Минске — наиболее оптимальное решение. Попытки боевиков добиться замены его кандидатуры на Медведчука в случае успеха приведут к полному доминированию Кремля в этом формате переговоров.

Кучма — достаточно эффективный переговорщик. Он отлично знает правила игры Кремля, поскольку у него самого имеется долгая и сложная история взаимоотношений с Путиным, в которой было много острых моментов. В том числе и в период кризисных ситуаций в Украине — кассетного скандала 2000-2001 годов, Кольчужного скандала 2002 года. Кроме того, у Кучмы есть опыт противодействия тактике Москвы по принуждению Украины к участию в геополитических проектах Кремля — в данном случае, в Едином экономическом пространстве в 2003-2004 годах.

Благодаря опыту президентства в течение двух президентских сроков, Кучма досконально знает все сильные и слабые стороны позиции центрального Киева. То же самое относится к знанию им особенностей менталитета и образа действий противников Киева — представителей ДНР и ЛНР.

Подпись Путина дорогого стоит

В результате важная встреча на фоне активизации российско-террористических войск на Донбассе была сорвана. Как констатировала по ее тогам ОБСЕ, Трехсторонняя контактная группа подготовила подробный план для конкретной реализации минских Протокола и Меморандума, которые остаются неизменной основой для мирного урегулирования ситуации. К сожалению, представители ДНР и ЛНР, подписавшие эти документы, не участвовать в заседании группы, хотя они были лично приглашены. Их представители, присутствовавшие на встрече, были не в состоянии обсудить выдвинутые предложения. Они даже не были готовы обсуждать реализацию соглашения о прекращении огня и вывода тяжелых вооружений. Вместо этого, они призвали к пересмотру Протокола и Меморандума. Заседание было закрыто.

После официального заявления боевиков о выходе из Минского процесса и их усилий по срыву мирных переговоров вопрос о дальнейшем формате переговоров сторон остается открытым. Перед россиянами и боевиками после их неудачных январских попыток расширить сферу своего влияния на весь Донбасс есть несколько вариантов дальнейших действий. Оптимальный и наиболее вероятный — возвращение за стол переговоров. Формат и предмет этих переговоров, скорее всего, будут определены уже в конце этой недели на Мюнхенской конференции по международной безопасности.

В любом случае, в Минских соглашениях зафиксированы все без исключения основные шаги, которые в случае их обеспечения, способны принести мир Донбассу и вернуть эти территории Украине. Именно поэтому, ни о каком пересмотре Минских договоренностей речи быть не может.

Что может быть изменено — общий Меморандум дополнится разработанным планом по его выполнению. Плюс необходимо менять формат переговоров для придания бОльшего веса подписанным документам. Если США и Евросоюзу удастся принудить Москву вернуться к Жневскому формату переговоров с их участием — президенту Путину уже не удастся ни проигнорировать, ни списать на стрелочников из ДНР-ЛНР невыполнение подписанных Москвой обязательств по достижению мира на Донбассе.

Опубликовано: интернет-газета Реплика, http://replika.com.ua/ru/3_politika/minsk_umer_da_zdravstvuet_minsk